Диагностические методики изучения семьи учащегося icon

Диагностические методики изучения семьи учащегося



НазваниеДиагностические методики изучения семьи учащегося
Дата конвертации13.02.2013
Размер157.91 Kb.
ТипДокументы
источник

Диагностические методики изучения семьи учащегося

Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, об­щения с семьями учащихся.

Классный руководитель в общении с каждой семьей дол­жен быть искренен и уважителен;

- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объ­ективным;

Изучение семей учащихся должно предполагать дальней­шее просвещение родителей и коррекционную работу. Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обра­тить внимание наследующую информацию о семье ученика:

- общие сведения о роди Iелях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспечен­ность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в I л азах ребенка;

- степень значимости носи и нательного воздействия родите­лей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагопри­ятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познако­миться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использо­вать различные Методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, ан­кетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творче­ства, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родите­лями можно использовать следующую диагностику:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете себе класс, в котором учится ва­шему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

  1. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского

коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и

опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить роди­телям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя наш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллек­тиве? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями - предметни­ками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-нашему мнению, условия для само­реализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотноше­ний в семьях ребят можно использовать в анкетировании следую­щие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка? В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использо­вания проективных методик состоит в том, что методики неокон­ченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаи­моотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что не­совпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Для проективного исследования мнения учащихся можно ис­пользовать следующие вопросы:

  • Школа для меня - это...

  • Класс, в котором я учусь, - это...

  • Учителя для меня — это люди, которые...
    Мои одноклассники — это...

  • Уроки для меня — это...

  • Предметы, которые мне нравятся, это...

  • Предметы, которые мне не нравятся, это...

Для проективного исследования мнения родителей можно ис­пользовать следующие вопросы:

Школа, в которой учится мой ребенок, это... Класс, в котором учится мой ребенок, это...

  • Одноклассники моего ребенка — это...

  • Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это...

  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку — это...
    Предметы, которые не и ранятся моему ребенку, это...

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно ис­пользовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятии как с родителями, так и с учащимися.

Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные цен­ности семьи, можно использовать следующие вопросы проектив­ной методики.

Вопросы для учащихся:

Я радуюсь, когда...

Я огорчаюсь, когда...
Я плачу, когда...

Мне нравится, когда...

Мне не нравится, когда...

Я верю, когда

Если у меня хорошие новости, то я...

Если у меня, плохие новости, то я....

Если у меня что-то не получается, то я...

Вопросы родителем:

  • Я радуюсь, когда мой ребенок...

  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок...

  • Я плачу, когда мой ребенок…

  • Я злюсь, когда ребенок...

  • Мне нравится, когда мой ребенок...

  • Мне не нравится, когда мой ребенок...

  • Я не верю, когда мой ребенок...

- Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
Если у моего ребенка хорошие новости, то...
Если у моего ребенка плохие новости, то...

  • Если у моего ребенка, что-то не получается, то...

На основании данного исследования можно проводить индиви­дуальные и тематические консультации.



Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителями на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по сле­дующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Рисунок «Выходной день» в моей семье» ребятам и родителям предлагается выполнить так: и детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или занятия всех членов се­мьи в выходной день.

Это может выглядеть так:



мама книга кухня




папа газета диван




я уроки друзья

Этот рисунок выполняют как дети, так и родители. Сравнитель­ный анализ рисунков позволяет классному руководителю обратить внимание родителей на те моменты в воспитании своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

Очень информативным является рисуночный тест «День рож­дения в моей семье». Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часу можно предложить расположить гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи существуют в семьях, связанные с этим праздником.

Можно так же предложить учащимся и родителям построить ас­социативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является зна­чимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

Большое внимание классный руководитель должен уделить изу­чению отношения семьи к нравственным ценностям, которые явля­ются основой формирования личности ребенка. Родителям и уча­щимся можно предложить дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «дос­тоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

Хороший результат и работе с семьей дает такая форма и учения как сочинение — размышление Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители — единомышленники, объе­диненные единой целью - сделать жизнь учеников в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самы­ми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть ис­кренними в своих размышлениях «Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это... «Мой дом - моя крепость!», «Моя будущая семья... Какой ей быть?», «За что я люблю своих родителей», «Радо­сти моего дома», «Люди, без которых моя жизнь была бы невоз­можна», «Праздники и будни моей семьи», «Истории и предания моего рода», «Самый печальный день и жизни моей семьи», «Сове­ты родителям по воспитанию детей», «Законы жизни семьи» и дру­гие темы. Такие сочинения — размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

В диагностических целях можно предлагать родителям различ­ные тесты. Очень интересными и достаточно информативными яв­ляются тесты, которые в своих ответах многовариантны.

Тест «Я родитель, я — приятель?!»

1. Ваш ребенок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок музыкантов. Как вы поступите?

а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с просьбой.

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих нас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше все! 0 мам подходит,

б) которая отвечает последней моде,

в) которая копирует ЧЬЮ-ТО прическу,

г) которая копирует с мин» ребенка.

4. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст,

б) вы подчеркиваете возрастную черту между родителями и
детьми,

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между
собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того,
что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля,

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок,

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит,

г) следуете своему пониманию стиля.

6. Ваш сын - подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка,

б) станете подшучивать над его (ее) поступком,

в) признаете, что это стильно,

г) сделаете тоже самое.

7. Музыка звучит в доме на постоянную громкость

а) вы затыкаете уши ватой,

б) уменьшаете громкость,

в) миритесь с увлечением своего ребенка,

г) включаете еще громче.

8. Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь им не возражать,

б) признаете их правоту,

в) спорите до полной победы,

г) уходите от спора.

9. Ваш ребенок празднует день рождения:

а) вы вместе с ними за одним столом,

б) оставляете ребят одних,

в) обслуживаете детей за столом,

г) уходите из дома.

10. Дети идут на дискотеку:

а) вы идете вместе с ними,

б) вы не разрешаете им идти,

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок,

г) вы ограничиваете их во времени.

11. В общении со своими детьми вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) ведете себя как приятель,

б) как строгий судья,

в) как друг,

г) как родитель.


Оценку теста вы можете сделать сами, так как наглядно он очень информативен. Задайте себе вопрос, чего получилось больше «+» или «-».

На основе данной диагностики можно провести с роли i елям и учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсуди i ь каж­дое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставИ! мно­гих родителей по иному посмотреть на результаты своего воспита­ния, увидеть себя глазами других родителей, определим, характер­ные черты положительного и отрицательного стиля поведения ро­дителей.

В ходе встречи с родителями необходимо не ими.ко тнорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем

К примеру, для диагностики самостоятельное!и ребенка можно предложить родителям выполнить следующее одание определить с помощью таблицы степень самостоятельное i и собственного ребенка.

Ваш ребенок делает Только по нашему фсГншанию с вашей
самостоятельно ПОМОЩЬЮ и с нашего разрешения

Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно:

  • собирается в школу,

  • выбирает себе одежду для школы и для праздника,

  • делает уроки,

  • определяет, с кем ему дружить,

  • готовит еду, если это необходимо,

  • убирает квартиру по собственной инициативе,

  • ходит в магазин за покупками,

  • помогает по дому и на даче,

  • приглашает друзей к себе домой,

  • определяет время возвращения домой после школьного
    вечера и после дискотеки,

  • принимать решения в различных ситуациях повседневной
    жизни,

  • распоряжаться денежными средствами, которые вы даете |
    ребенку,

  • оценивать объективно себя и свои поступки,

  • сдерживать свои негативные эмоции в общении с другими |
    людьми,

  • терпимо относится к младшим братьям и сестрам,

  • помогать в воспитании младших.

Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогает взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможно­сти им быть, предупреждая СП) желания, действия и поступки, сдер­живая проявление им какой бы то пи было самостоятельности.

Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям — это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Это исследование полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого—педагогическому кон­силиуму. Оно позволяет определить причину высокой тревожности учащихся, особенно 5-х классов. Принято считать, что высокий уро­вень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с изменением положения ре­бенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» — такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое вы­ражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

^ Слова и фразы, с помощью которых я


ругаю его
поддерживаю ребенка

Если в классе есть трудные дети и есть проблемы с их воспита­нием, то необходимо предложить и детям заполнить такую таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою состоят в сложности эмоцио­нально воспринимать друг друга.

^ Слова и фразы, которыми мои родители меня:

Поощряют I Как часто | Ругают | Как часто

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и гру­бость педагогов. Классному руководителю следует помнить — роди­тельское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Практика - это диагностические методики, которые позволяют остаться один на один с серией во­просов и честно признаться себе в том, что получается хорошо или до сих пор получалось плохо и требует немедленно исправления.

Для определения степени проявления заботы родителей по от­ношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

^ Описание теста:

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспита­нию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала суждений:

  1. - категорически не согласен;

  2. - мне трудно с этим согласиться;

  3. - может быть, это и верно;

  4. — совершенно, верно. Я с этим согласен.
    Утверждения теста:




  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми
    может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему и их
    преодолении.

  2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно обще
    ния только с собственной семьей.

  3. Маленького ребенка следует всегда держать мри себе, что­
    бы предупредить его падения и ушибы.

  4. Если ребенок делает то, что он обязан делам», он находит­
    ся на правильном жизненном пути.

  5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, кото­
    рые могут привести к физическим увечьям

  6. Воспитание ребенка — труд тяжелый и зачастую
    неблагодарный.

  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

  8. Если мать не успевает уделять время моепитанию детей из-
    за собственной профессиональной деятельности, значит
    отец плохо содержит семью материально.

  9. Любовью родителей ребенка не испортить.

  10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сто­
    рон реальной жизни.

  1. Главное, чем должен заниматься ребенок — это учеба. Все
    остальное в доме в состоянии сделать родители.

  2. Мать — главное лицо в доме.

  3. Семья должна жить по девизом: «Все лучшее — детям!»

  4. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем огра­
    ничения его контактов с окружающими.

  5. Родители должны помочь ребенку в определении круга его
    друзей и приятелей.

Итоги:

^ 40 баллов и выше — Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, само­оценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

^ 25 40баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою неза­висимость и взрослость.

^ Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам вое- 1 питания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на : работе и супружеские взаимоотношения.

Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребен­ка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, при- ! водящее к проявлению двуличности, лжи, к формированию не­свойственного стиля поведения. Методы наказания детей в детстве } могут стать их вседозволенностью во взрослой жизни. Необходимо проводить исследования в детском коллективе по изучению отно- \ шения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в | семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Ро- i дители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют и верят в его нравственные ка- ■; чества. Родителям предлагается ответить на следующий вопрос:

Наказывали Отметьте те, Отметьте
Вил наказания вас отметьте которые Вы самые

знаками используете действенные
«+» или «-» в воспитании из них

  1. Ставил и в угол

  2. Прекращали общаться на дли-

тельный период времени.

3.Применяли телесные наказания.

4.0граничивали свободу. i

5.Лишали любимого занятия.

б.Читали бесконечные нотации.

7.Стыдили при друзьях и знакомых.

8.Оскорбляли и ругались.

9.Лишали любимых лакомств.

10.Ограничивали в покупках.

11 .Выгоняли из дому. I | |

Учащимся класса можно задать следующие вопросы:

- Какие способы наказания используют твои родители в
твоем воспитании?

Какие из них ты считаешь самыми действенными?

  • Какие из них ты считаешь самыми болезненными и
    страшными?

  • Какие способы наказания в своей будущей семье ты не бу­
    дешь применять никогда?

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей инте­рес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным ру­ководителем, посещать школу.

Главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье -это обучение их умению обходиться без родителей».






Похожие:

Диагностические методики изучения семьи учащегося iconЗаключение
В результате изучения истории семьи, связанной с ратным и трудовым героизмом, на примере конкретной семьи Кузенёвых, мы пришли к...
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №26» Администрации города Подольска
...
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconАннотация на работу ученика 7л1 класса моу «Лицей№26» г. Подольска
«Воспитание чувства героизма и патриотизма на основе изучения истории семьи (на примере истории семьи Кузеневых), с объяснением данного...
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconКонкурс исследовательских работ «первые шаги в науку»
Тема: «Воспитание чувства героизма и патриотизма на основе изучения истории семьи (на примере истории семьи Кузенёвых), с объяснением...
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconВзаимодействия семьи и школы. От 200 год
Настоящий договор заключен между мбоу «Средняя общеобразовательная школа села Сосново» в лице руководителя Е. Ф. Поповой с одной...
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconГруппа профессиональных задач видеть ребенка в образовательном процессе методики изучения процесса и результатов развития учащихся
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отноше­ний к жизни, к людям, к самим...
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconДокументи
1. /методики/Е6-24.doc
2. /методики/Методика...

Диагностические методики изучения семьи учащегося iconУрок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют
Значит ли это, что для изучения общества используются те же методы, что и для изучения природы?
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconАдминистративный регламент управления образованием Муниципального образования город Ирбит по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося,
Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и
Диагностические методики изучения семьи учащегося iconКомпетенции языкового образования
Поэтому при планировании изучения русского языка учитель должен определить, во-первых, объем лингвистических и речевых понятий, а...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ms.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы