Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе icon

Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе



НазваниеПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
страница1/3
Дата28.07.2016
Размер385.34 Kb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Москвы
«Детская музыкальная школа имени Л.Н.Власенко»





c:\users\user\desktop\подпись-печать-программы0001.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Москва 2013
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


  • Содержание учебного предмета



- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;


  • Методическое обеспечение учебного процесса



- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


  • Списки рекомендуемой нотной и методической литературы




  • Список рекомендуемой нотной литературы;

  • Сборники концертов, сонат и пьес;

- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель», далее – «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на виолончели, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Кроме того, программа рассчитана на формирование у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями.

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

знания музыкальной терминологии;

знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;

умения грамотно исполнять музыкальные произведения на виолончели;

умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на виолончели;

умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на виолончели;

умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на виолончели;

навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на виолончели;

навыков сольных публичных выступлений, а также в составе струнного ансамбля, камерного или симфонического оркестров.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (Виолончель)».

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (виолончель)»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1777

2074

Количество часов на аудиторные занятия

(в часах)

592

691

Количество часов на самостоятельную работу

1185

1383

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (виолончель)»

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  • освоение музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом «виолончель» в пределах программы учебного предмета;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

  • развитие интереса и любви к академической музыке и музыкальному творчеству.

  • овладение основными исполнительскими навыками игры на виолончели: чистотой интонации, владением тембровыми красками, тонкостью динамических оттенков, разнообразием вибрации и точностью штрихов, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение соло, в ансамбле и в оркестре;

  • развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (виолончель)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (виолончель)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Размеры виолончелей должны соответствовать антропометрическим параметрам: 1/8 для детей 5-6 лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11 лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а также наличие смычков размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2

Срок обучения – 9 лет


Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

691

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам обучения

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

1383

Общее максимальное количество часов по годам обучения

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

2074


Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2. Годовые требования по классам

Срок обучения – 9 лет

В течение каждого учебного года учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии.

Таблица 3

Первое полугодие

Второе полугодие

  • Технический зачет:

- гамма, этюд (1-3 классы);

- гамма, 2 этюда (4-9 классы)

2. Зачет:

- крупная форма или 2

разнохарактерные пьесы

  • Зачет:

- пьесы или крупная форма

  • Экзамен (зачет):

- гамма, 2 этюда, крупная форма



Общий репертуарный список, составленный по нарастающей сложности
Крупная форма

Концерты

Вивальди А. До мажор, ля минор

Бреваль Ж. Ре мажор

Кленгель Ю. Концертино До мажор

Ромберг Б. Концертино I, III части

Гольтерман Г. №№ 5,4,3,2,1,

Гендель Г. си минор

Бах И.К. (Казадезюс) до минор

Стамиц К. До мажор

Гайдн Й.(Поппер Д.) До мажор

Бах И.С. (Пятигорский А.) Соль мажор

Боккерини Л.(Грюцмахер Ф.) Си-бемоль мажор

Боккерини Л. Си-бемоль мажор (Уртекст)

Боккерини Л.(Грюцмахер Ф.) Ре мажор

Кабалевский Д. №1

Гоенс Д. ля минор

Давыдов К. №4, №1

Ромберг Б. №№1-4

Прокофьев С. Концертино

Поппер Д. ми минор

Лало Э. ре минор

Сен-Санс К. ля минор
Сонаты

Ромберг Б. Си-бемоль мажор, ми минор

Бреваль Ж. До мажор

Ромберг Б. До мажор

Бетховен Л. Сонатина ре минор

Ариости А. ми минор

Корелли А. ре минор

Марчелло Б. 6 сонат

Вивальди А. 6 сонат

Саммартини Дж. Соль мажор

Эккльс Дж. соль минор

Капорале А. ре минор

Бах И.С. Сюита №1

Тессарини К. Фа мажор

Маре М. Фолия

Корелли А. Соль мажор

Бреваль Ж. Соль мажор

Франкёр Ф. Ми мажор
Пьесы кантиленного характера

Евлахов О. Романс

Хачатурян А. Аndantino

Гедике А. Миниатюра

Дваржак С. Мелодия

Маттезон И. Ария

Давыдов К. Романс без слов

Рубинштейн А. Мелодия

Гендель Г. Largetto

Мендельсон Ф. Песня без слов

Сен-Санс К. Лебедь

Глиэр Р. Листок из альбома

Клочков К. Вечерняя песня

Власов А. Мелодия

Чайковский П. Сладкая грёза, Сентиментальный вальс,

Ноктюрн, Романс, Осенняя песня

Бах И.С. Ария, Ариозо

Александров А. Ария

Массне Ж. Элегия

Рахманинов С. Прелюдия, Элегия, Вокализ

Вивальди А.\Марчелло Б. Adagio

Гранадос Э. Интермеццо

Шопен Ф. Этюд ми минор, Прелюдия си минор

Форе Г. Элегия

Глазунов А. Песнь менестреля

Шостакович Д. Adagio
Пьесы подвижного и виртуозного характера

Шлемюллер Г. Непрерывное движение

Комаровский А. Вперегонки

Дженкинсон Э. Танец

Гольтерман Г. На охоте, В непогоду

Букиник М. Юмореска

Рубинштейн А. Прялка

Айвазян А. Грузинский танец

Шуберт Ф. Пчёлка

Гольтерман Г. Этюд-каприс, Каприччио

Сен-Санс К. Аллегро аппассионато

Синайе Аллегро спиритозо

Гоэнс Д. Скерцо

Рахманинов С. Восточный танец

Альбенис И. Астурия

Бородин А. Хор и пляска половецких девушек

Римский-Корсаков Н. Полёт шмеля

Айвазян А. Концертный этюд

Поппер Д. Тарантелла, Прялка

Давыдов К. У фонтана

Шостакович Д. Скерцо из Сонаты ре минор

Кленгель Ю. Скерцо

Поппер Д. Венгерская рапсодия

Вебер К. Adagio и Rondo

Поппер Д. Танец Эльфов
Первый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю

Консультации 6 часов в год

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на виолончели: работа над постановкой рук, корпуса, организация рациональных игровых движений.

Изучение нотной грамоты, изучение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения.

Изучение первой позиции в узком расположении пальцев, и далее - в широком.

Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, legato по 2-4 ноты на смычок, комбинированные штрихи, соединение струн.

Качество звучания, интонация, ритм.

Простейшие упражнения для укрепления правой и левой руки.

Гаммы и трезвучия в 1-2 октавы.

Исполнение народных и несложных пьес.

Подготовка к чтению с листа.

В конце первого полугодия возможно изучение IV позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций).

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности данной программы.
  1   2   3




Похожие:

Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Охватывают все виды контроля: текущий контроль успеваемости
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 02. Ансамбль москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Сольфеджио москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; Форма проведения...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Содержание программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом оу на реализацию учебного предмета
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Содержание программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом оу на реализацию учебного предмета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ms.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы