Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе icon

Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе



НазваниеПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
страница1/2
Дата28.07.2016
Размер493.28 Kb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы

«Детская музыкальная школа имени Л.Н.Власенко»






c:\users\user\desktop\подпись-печать-программы0001.jpg


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.01.УП.03.ФОРТЕПИАНО

Москва 2013


Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Пояснительная записка




  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.


  1. Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обученияпредпрофессиональной программы «Струнные инструменты» составляет6лет (с 3 по 8 класс), для 8-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Духовые и ударные инструменты» – 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения – 4 года (со2 по 5 класс).

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся струнного отделения, для учащихся отделения духовых и ударных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю.

Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.

Таблица 1




Струнные инструменты

(8 лет)

Духовые и ударные инструменты

(8 лет)

Духовые и ударные инструменты

(5 лет)

Срок обучения

6 лет

5 лет

4 года

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

594

429

346,5

Количество часов

на аудиторные занятия

198

99

82,5

Количество часов

на внеаудиторную (самостоятельную) работу

396

330

264

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

  1. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой метод(показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

  • практические методы обучения (работа на инструменте надупражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета


  1. Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Классы:


1

2

3

4

5

6

7

8


Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)


8-летнее обучение

(струнныеинструменты)

-

-

33

33

33

33

33

33

8-летнее обучение

(духовые и ударные инструменты)

-

-

-

33

33

33

33

33

5-летнее обучение

(духовые и ударные инструменты)

-

33

33

33

33











Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)


8-летнее обучение

(струнныеинструменты)

-

-

1

1

1

1

1

1

8-летнее обучение

(духовые и ударные инструменты)

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

5-летнее обучение

(духовые и ударные инструменты)

(отдел духовых и ударных инструментов)

-

0,5

0,5

0,5

1











Количество часов на внеаудиторные занятия

(в неделю)


8-летнее обучение

(струнныеинструменты)

-

-

2

2

2

2

2

2

8-летнее обучение

(духовые и ударные инструменты)

-

-

-

2

2

2

2

2

5-летнее обучение

(духовые и ударные инструменты)

-

2

2

2

2











Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


  1. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся струнных отделений и отделений духовых и ударных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

Первый год обучения соответствует:

3 классу струнного отделения для 8-летнего обучения,

4 классу отделения духовых и ударных инструментов для 8-летнего обучения,

2 классу для учащихся на отделении духовых и ударных инструментов по 5-летнему обучению.

Второй год обучения соответствует:

4 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

5 классу отделения духовых и ударных инструментов 8-летнего обучения,

3 классу отделения духовых и ударных инструментов 5-летнего обучения.

Третий год обучения соответствует:

5 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

6 классуотделения духового и ударных инструментов 8-летнего обучения,

4 классу отделения духовых и ударных инструментов 5-летнего обучения.

Четвертый год обучения соответствует:

6 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

7 классу отделения духовых и ударных инструментов 8-летнего обучения,

5 классу отделения духовых и ударных инструментов 5-летнего обучения.

Пятый год обучения соответствует:

7 классу струнного отделения 8-летнего обучения,

8 классу отделения духовых и ударных инструментов 8-летнего обучения.

Шестой год обучения соответствует:

8 классу струнного отделения 8-летнего обучения.
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано»,основными приемами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обученияигре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".

Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд- тоническое трезвучие- отдельно каждой рукой.

За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома,а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.


Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А. Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г. Ария

Скарлатти Д. Ария

Этюды

Гнесина Е. "Фортепианная азбука"

"Маленькие этюды для начинающих"

Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды

Пьесы

Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Гедике А. Танец

Глинка М. Полька

Кабалевский Д. "Клоуны","Маленькая полька"

Майкапар А. Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",

"Мотылек"

Хачатурян А. Андантино

Штейбельт Д. Адажио
Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская нар.песня «Висла»

Вариант 2

Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима"

Гнесина Е. Этюд

Майкапар А. «В садике»
2 год обучения
Продолжение работынад совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

За год учащийся должен изучить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж. Пьеса ля минор

Аглинцова Е. Русская песня

Кригер И. Менуэт

Курочкин Д. Пьеса

Левидова Д. Пьеса

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Гедике А. Ригодон

Телеман Г.Ф. Гавот

Этюды

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Беркович И. Этюд Фа мажор

Гурлит М. Этюд ля минор

Майкапар А. Этюд ля минор

Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы

БерковичИ. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й. Анданте Соль мажор

Гедике А. Русская песня, соч. 36

Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах А. «Воробей»

Фрид Г. «Грустно»

Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович Д. Марш

Штейбельт Д. Адажио

Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М. Хор «Славься»

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»

Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»
Примеры переводных программ

Вариант 1

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

Руббах А. «Воробей»

Вариант 2

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. «В церкви»
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Начиная с 3 классаизменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

За год учащийся должен освоить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

Домажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор,

Менуэт ре минор

Бём Г. Менуэт

Гедике А. Фугетты соч. 36: Домажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф Ария

Пёрселл Г. Сарабанда

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:

сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж. Бурре

Чюрленис М. Фугетта

Этюды

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19

Крупная форма

Диабелли А. Сонатина

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина Домажор № 1, 1 ч.

Пьесы

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк Д.Г. Песенка

Гедике А. Русская песня

Александров А. Новогодняя полька

Гайдн Й. Анданте

Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер",

"Песня"

Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31

Гречанинов А. «На лужайке», Вальс

Григ Э. Вальс ми минор

Дварионас Б. Прелюдия

Лоншан-Друшкевич К. Полька

Моцарт В. 14 пьес: № 8

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г. «Ласковая просьба»

Сигмейстер Э. Блюз

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б. Пастораль

Бетховен Л. Афинские развалины

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф. Немецкий танец

Чайковский П. Танец феи Драже

Моцарт В. Ария Папагено
Примеры переводных программ

Вариант 1

Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21

Бём Г. Менуэт

Дварионас Б. Прелюдия

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Перселл Г. Ария

Чайковский П. Детский альбом: Полька

4 год обучения

Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-3 пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть крупной формы,

1-2 ансамбля,

продолжение формирования навыков чтения с листа,

гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

Арман Ж. Фугетта

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии доминор, ми минор

Бах Ф.Э. Анданте

Рамо Ж. Менуэт в форме рондо

Гендель Г. 3 менуэта

Кирнбергер И.Ф. Сарабанда

Корелли А. Сарабанда

Скарлатти Д. Ария ре минор

Циполи Д. Фугетта

Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор

Гедике А. Инвенция ре минор

Этюды

Гурлит К. Этюд Ля мажор

Гедике А. Этюд ми минор

Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18

Геллер С. Этюды

Гнесина Е. Маленький этюд на трели

Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн А. Соч. 65

Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35

Крупная форма

Андрэ А. Сонатина Соль мажор

Бенда Я. Сонатина ля минор

Вебер К. Сонатина До мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

Кулау А. Сонатина № 4

Клементи М. Сонатины Домажор, Фа мажор

Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор

Мюллер А. Сонатина, 1 ч.

Плейель Р. Сонатина

Моцарт В. Легкие вариации

Кикта В. "Вариации на старинную украинскую песню"

Пьесы

Алябьев А. Пьеса соль минор

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

Дварионас Б. Прелюдия

Гедике А. Скерцо

Гречанинов А. Соч. 98, № 1

Лядов А. Колыбельная

Кюи Ц. «Испанские марионетки»

Кабалевский Д. Токкатина

Майкапар А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»

Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор

Николаева Т. Детский альбом: Сказочка

Питерсон О. «Зимний блюз»

Роули А. «Акробаты»

Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская

полька

Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»

Хачатурян А. Андантино

Ансамбли в 4 руки

Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки

Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

Шмитц М. «Веселый разговор»

Примеры переводных программ

Вариант 1

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10

Моцарт В. Аллегретто

Алябьев А. Пьеса соль минор

Вариант 2

Черни-Гермер 1 тетрадь: № 29

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12

Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор
5 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

чтение с листа,

мажорные гаммы от черных клавиш, к ним -аккорды и арпеджио на 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор,Фа мажор

Бах И.С. Менуэты Соль мажор,до минор

Гедике А. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор

Гендель Г. Сарабанда с вариациями,Фугетта

Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения

композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост.

Кувшинников)

Маттезон И. Ария, Менуэт

Моцарт В. Контрданс

Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта

Павлюченко С. Фугетта ми минор

Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4

Рамо Ж.Ф. Менуэт

Этюды

Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26

Соч. 58 №№ 13,18,20

Беренс Г. Соч.100№4

Геллер С. Соч.47№12,13

Дювернуа Ж. Соч.176№43,44

Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8

Лемуан А. Соч. 37 №№ 20,23,35,39

Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 30,32,34-36,38,42,43

Шитте Л. Соч. 68 №№ 2,3,6,9
Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.

Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46

Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151

Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27

Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36

Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.

Мелартин Э. Сонатина соль минор

Шуман Р. Детская сонатина

Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор

Кулау Ф. Сонатина Домажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.

Пьесы

Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор

Тирольская песня, соч. 107

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»

Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7

Шопен Ф. Кантабиле

Шуман Р. Альбом для юношества: Сицилийская песенка

Чайковский П. Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс

Парцхаладзе М. «Осень», «Танец», «Колокольчики»

Слонов Ю. Скерцино

Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»

Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль

Майкапар А. Соч. 8: Мелодия

Соч. 28: Колыбельная

Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»
Ансамбли в 4 руки

Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка

с малинушкой»

Мартини Дж. Гавот (перел.Гехтмана)

Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный

альбом для фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах)

Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4

руки)

Шуберт Ф. Лендлер

Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»
Примеры переводных программ

Вариант 1

Гедике А. Этюд соч. 47, № 15

Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4

Чимароза Д. Сонатина ре минор

Вариант 2

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 35

Гольденвейзер А. Соч.11: фугетта ми минор

Кулау Ф. Сонатина соч.55 №3: 2 ч.
6 год обучения
Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-3 пьесы,

2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

чтение с листа,

мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

Бах И.С. Маленькие прелюдии, ч.2: До мажор, ре минор,

Ре мажор, Французские сюиты: до минор (менуэт),

си минор (менуэт)

Майкапар А. Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор

Мясковский Н. Соч. 43: «Элегическое настроение», канон

«Маленький дуэт»,2-голосная фуга ре минор

Люлли Ж.Б. Жига («Библиотека юного пианиста, средние

классы ДМШ», сост. Б.Милич)

Перселл Г. Прелюдия До мажор (там же)

Скарлатти Д. Менуэт (там же)

Циполи Д. Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1,

сост. Самонов, Смоляков)

Барток Б. Менуэт

Этюды

Беренс Г. Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7

Бертини А. 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9

Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8

Соч. 47: №№ 20-26

Лешгорн А. Соч. 65, 3 тетрадь;Соч. 66: №№ 1-4

Черни-Гермер 2 тетрадь: №№ 6-12

Крупная форма

Бетховен Л. Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор, 1 ч.

Вебер К.М. Сонатина До мажор

Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11: 1 ч.

Клементи М. Сонатины Соль мажор, Фа мажор

Кулау Ф. Сонатины №№ 1,4, соч. 55

Чимароза Д. Соната соль минор

Кабалевский Д. Вариации на русскую тему соч.51№1

Моцарт В. Сонатина№5 фа мажор: 1 ч.

Беркович И. Вариации на украинские темы

Пьесы

Бетховен Л. 7 народных танцев: Алеманда Ля мажор,

Багатель, соч.119№1

Григ Э. Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12

Глиэр Р. Колыбельная

Грибоедов А. 2 Вальса

Моцарт В. Контрданс Си-бемоль мажор,До мажор

Косенко В. Скерцино, соч. 15

Пахульский Г. «В мечтах»

Питерсон О. «Волна за волной»

Прокофьев С. Соч. 65: «Ходит месяц над лугами», «Прогулка»

Чайковский П. Соч. 39: «Утреннее размышление»

Соч. 39: Мазурка, Русская песня

Шуман Р. Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,

Песенка жнецов, Пьеса Фа мажор,Всадник,

Сицилийская песенка

Ансамбли в 4 руки

Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка», «Сказка»

Глиэр Р. Менуэт, соч. 38

Кюи Ц. «У ручья»

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

(перел. в 4 руки)

Рахманинов С. «Сирень»

Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч.33

Глиэр Р. Мазурка, соч. 38

Вебер К.М. 6 легких пьес в 4 руки
Примеры программ итогового зачета

Вариант 1

Беренс Г. Этюд соч. 61 и 88, № 3

Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)

Вебер К.М. Сонатина Домажор, 1 ч.

Косенко В. Скерцино, соч. 15

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 66, № 4

Мясковский Н. 2-голосная фуга ре минор

Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.

Питерсон О. «Волна за волной»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано»и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

  • знания музыкальной терминологии;

  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;

  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.



IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценкахдостиженияученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии.На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации преподавателям
  1   2




Похожие:

Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 02. Ансамбль москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Сольфеджио москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; Форма проведения...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Охватывают все виды контроля: текущий контроль успеваемости
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 04. Хоровой класс москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
«Фортепиано», может использоваться при реализации предмета «Хоровой класс» в рамках дополнительных общеобразовательных программ «Струнные...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПримерная программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки москва 2013 структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
«Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным программам...
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Содержание программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом оу на реализацию учебного предмета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ms.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы